Графический дизайн - "лицо" идеи и поиск потребителя.

   Какой бы замечательной ни была суть любой вещи, она становится ещё привлекательнее, обладая "красивым лицом". Графическое искусство отвечает за внешний вид любой идеи. Визуальное искусство обладает наиболее впечатляющей и привлекательной формой передачи информации в культуре. Помимо прагматической функции (как, например, письменное начертание), изображение передаёт эмоции и настроение, особый неуловимый дух, вложенный автором в работу. Поэтому как бы мы не стремились к познанию сущности, зачастую мы даже не замечаем, что внешний вид порой определяет больше, чем нам кажется.

  Графический дизайн является одним из инструментов в рыночных отношениях. Являясь внешней "упаковкой" продукта, графический дизайн порой является одной из главных причин выбора товара. Любая уважающая себя компания заботиться о полном пакете фирменного стиля. Фирменный стиль - это не только красивая внешняя картинка. Очень важно, чтобы за внешней привлекательностью стояла идея, которой подчиняется графическая реализация. Идея всегда должна быть уникальной, иначе возникает вероятность потеряться на безжалостном конкурентном рынке. Однако этот закон не действует на компании-двойники, подстраивающиеся под более "крупного брата" в желании получить часть его клиентов. В таком случае стиль должен быть максимально приближен к компании-ориентиру.

   В графическом дизайне должна отражаться социальная направленность, поэтому при создании графического образа не обойтись без сегментации рынка. Элитная и повседневная, молодёжная и деловая продукция имеют различные образные решения, подход в каждом случае должен быть индивидуальным, иначе можно потерять свою аудиторию.

   Прежде чем давать название продукту или компании, а далее определять внешнюю, графическую реализацию, необходимо определить сегмент рынка, на который ориентирован проект. Например, магазин с названием на русском языке в Стамбуле ориентирован на русских покупателей, а мужчина в бизнес костюме вряд ли купит для себя чипсы "Антошка" в ярко-розовой упаковке. Таким образом, название и графическая реализация должны гармонировать с продуктом или компанией и вызывать у потребителя товаров или услуг адекватные ассоциации.


Психология графического дизайна.

   Помимо идейных и декоративных факторов существуют психологические моменты, при учёте которых привлекательность графического дизайна возрастает в несколько раз. Если вы знаете, на какой сегмент рынка следует ориентироваться, можно использовать соответствующие символы, которые облегчат путь к сердцу клиента. Простейшими символами привлечения аудитории являются признаки присущие образу жизни соответствующей социальной группы. Например, использование в рекламе женского ню приумножает потребительскую аудиторию среди мужчин, а образ плачущего ребёнка не оставит в покое даже деловую женщину. Существует необходимость использования соответствующих образов для создания нужного представления о продукте.

   Помимо явных психологических реакций существуют скрытые, формальные, играющие большую роль в привлечении потребителя. Примером формальных значений является выбор цвета, выбор графических форм выражения скрытых символов и значений. Правильное использование символов и графических архетипов позволяет передавать также скрытую информацию, которая помогает потребителю сделать выбор в пользу более сильного графического решения. Чтобы теоретически закрепить тезис о существенном влиянии скрытой символики можно провести параллель из архетипической теорией Карла Густава Юнга. Согласно теоретическим воззрениям великого психолога XX века, простейшая символическая информация (архетипические значения) передаётся на бессознательном уровне, и воспринимается внутри культурного образования. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что графический дизайн это не просто декоративная картинка - это образ, реализованный графическим способом. Такой образ передаёт вложенную информацию посредством внешних факторов доступных осознанию, а также скрытых, вложенных значений создающих определённое впечатление, ощущение от графического образа.


Печатная полиграфия, фирменный стиль и веб-дизайн.

   Раздел "графический дизайн" имеет три подраздела - печатная полиграфия, фирменный стиль и веб-дизайн. Эти разделы, несмотря на явные различия, имеют основополагающее начало - графическую сущность. В основе графики лежит движение линии в плоскости (или в пространстве, перенесённое затем на плоскость). Графика двумерна, и потому искусство изображать на плоскости объём и движение доступно не каждому.

Отличие печатной полиграфии заключается в широчайшем спектре графических подходов и выводом результата на плоскую печать. Стоит отметить, что немаловажную роль играет печатная поверхность: в зависимости от материала может изменяться конечный графический результат.

Сложность фирменного стиля заключается в том, чтобы минимумом графических средств достичь максимально эффективного, выразительного результата. Фирменный стиль - это выжимка, "экстракт" дизайна, который легко запоминается и производит неизгладимое впечатление.

Веб-дизайн - это более узкое направление графического дизайна, ориентированное на средства Интернет. Не все графические идеи уместны в сетевом дизайне, а некоторые излишни, поэтому важно учитывать возможности Интернета и его работу, а также интерактивность процесса восприятия Интернет страниц.

   В завершение хочется отметить, что графический дизайн играет одну из самых важных ролей в определении представляемого товара на рынке и установлении интересов потребителя. Какими бы замечательными ни были свойства товара, его всегда будут встречать "по одёжке".

   Ильин Александр. 1 июня 2005 года.