Поскольку мебель обладает всеми объёмно-пространственными характеристиками, её по праву можно назвать малой архитектурной формой. Причём она не только сопутствует архитектуре, но и выступает в качестве самодостаточного явления архитектурного дизайна. Мебель зачастую является не просто частью интерьера, а скорее формирует интерьер. Кроме этого, отдельные шедевры мебельного дизайна являются настолько выразительными и целостными, что могут подчинить себе интерьер в целом.

  Как и любая архитектурная форма, мебель подчиняется основным конструктивным законам, без которых она не может выполнять своих первостепенных функций. Подобно СНиПу (строительные нормы и правила) для мебели существуют собственные нормы и правила, без соблюдения которых мебель не может приносить не только удовольствия, но и пользы. Однако эти нормы не такие жесткие, как в строительстве, и от них можно отклоняться с учётом индивидуальных пожеланий заказчика, а также в угоду внешней выразительности, даже если при этом идёт утрата функциональности.

  Современный подход к интерьерному дизайну склоняется к отказу от полной зависимости от стандартной мебели, однако не стоит умалять значение стильной серийной мебели. Мебель, подобно предметам роскоши выполняет не только функциональное значение, но и является атрибутом причастности. Стильные вещицы от известных дизайнеров определяют статус их потребителя. Современный дизайн интерьера практикует сочетание встроенной мебели по индивидуальным проектам и серийной мебели от известных производителей. Яркая, высокотехнологичная с безупречным дизайном - серийная мебель расставляет акценты в интерьере, наполненном встроенной мебелью. Таким образом, в задачи архитектора входит проектирование встроенной корпусной мебели, и подбор отдельных объектов серийной мебели.


Мебель для жилых и нежилых помещений.

   Любой интерьер, в котором пребывает человек, насыщен мебелью. Выполняя различные функции, мебель сопутствует человеку в качестве предметов отдыха и работы, объектов складирования и т.д. Помимо стилистических (барочная мебель, рококо, ампир и т.д.) и жанровых различий (например, театральная, ресторанная, детская и т.д.), существует достаточно чёткая граница между мебелью для жилых и нежилых помещений. Например, можно без труда отличить домашний обеденный стол от офисного стола, кресла театрального зала от уютного кожаного дивана. Тут многое зависит от значения, которое придаётся домашней мебели и мебели, которая используется на работе.

   Удачным примером станет диван в стиле "минимализм" с выраженными плоскостями, заглублённой задней стенкой и плоскими подушками. Такой диван своей формой подчёркивает архитектурное решение, дополняя и усиливая его, однако сидеть на нём можно исключительно статически, а для того, чтобы откинуться нужно будет подложить пару подушек. Поэтому он подойдёт для светских и деловых разговоров, за которыми нет необходимости расслабляться, а жёсткая спина даст больше уверенности и решительности. Таким образом, этот диван более естественен в стильном деловом интерьере, в то время как момент отдыха отнесён на второй план. Поэтому очень важно соответствие возможностей и требований, которые предъявляются к мебели. Офисная мебель не станет, и не должна быть домашней, а домашний пуфик будет только отвлекать от работы.


Корпусная, встроенная и мягкая мебель.

   Существует три основных вида мебели корпусная, встроенная и мягкая. Корпусная мебель имеет жёсткую структуру, сформированную либо плоскостями рабочего материала (дерево, ЛДСП, листы металла, пластик), либо стойками. В отличие от корпусной, встроенная мебели не имеет каркаса как такового, а крепится на стены и перегородки. Мягкая мебель имеет все признаки корпусной, но, в отличие от неё, обивается мягким материалом.

   Можно говорить о функциональном разделении: корпусная и встроенная мебель выполняют рабочую функцию, а мягкая мебель создана для отдыха. Разные функции подразумевают различные объёмно-пространственные решения и различные способы их реализации и эргономики. Возможно, именно поэтому не стоит стремиться к излишнему взаимному подчинению форм мягкой и корпусной мебели (как, например, происходит в интерьерах минимализма, когда в угоду стилю используется не совсем удобная мягкая мебель с сильной архитектурной составляющей и слабой эргономикой). Однако полное игнорирование соответствия корпусной и мягкой мебели ведёт к возникновению кича (например, появление одутловатых диванов и бесформенных кресел в аскетичном интерьере).


   В заключение хотелось бы отметить, что выбор мебели для интерьера - это серьёзная задача, решение которой должно учитывать ряд аспектов: стилистических, объёмно-пространственных, функциональных, индивидуальных, и конечно финансовых. Решением этой задачи можно заняться самостоятельно, но всё же целесообразнее обратиться к профессионалу. С его помощью можно сократить время, сэкономить средства, а полученный результат будет стилистически выдержанным и соответствующим индивидуальным предпочтениям заказчика.

   Ильин Александр. 17 апреля 2005 года.