Не так давно мне задали вопрос: "Если ли творчество в архитектурном проектировании?". Не задумываясь, я ответил положительно. Возможно человек, который задал этот вопрос, воспринимает архитектуру исключительно с прагматической точки зрения - архитектурная проектирование с целью удовлетворения потребностей человека и не более. По всей видимости это восприятие обусловлено тем, что из всех видов изобразительного искусства архитектура является самым прикладным, и может сложиться мнение, что у архитектора, зажатого желаниями заказчика с одной стороны и конструктивными ограничениями с другой стороны, совершенно не остаётся пространства для творчества. Но тот, кто соприкасался с рождением архитектурной формы в реальном проектировании, понимает, с какими творческими муками сталкивается архитектор, создавая гармонию форм из хаоса пространства. Хотя всегда нужно помнить, что эта гармония должна воплотиться в виде реального сооружения.

Пожалуй, правильнее всего сказать, что профессия архитектора в одинаковой степени является творческой и ремесленнической. Недостаточно просто нарисовать картинку, за каждой архитектурной картинкой стоит реальный объём, который необходимо воплотить в жизнь не из "высоких материй", а из строительных материалов. Чтобы осуществить архитектурную мечту, необходима помощь узких специалистов и разумный подход к архитектуре. Такой, который, не подрежет крылья, а поможет взлететь. Поэтому красивая картинка, это ещё не архитектура, порой с момента прорисовки эскизного проекта, до фактической реализации проходит столько изменений, что воплощенный в жизни объект мало походит на своего проектного прародителя. Давайте теперь проследим основные этапы архитектурном проектировании.

Изначально архитектор сталкивается с набором проблем, относящихся в первую очередь к прагматической и художественной сторонам будущего проекта, решением которых как раз и становится сам проект. Варианты решения архитектурных проблем многообразны, несмотря на ограничения со стороны законов построения форм, и законов здравого смысла. Творчество заключается не столько в решении этих проблем, сколько в идее, в смысле, заложенном в проект. Именно идея, вложенная в проект, является творческим откровением архитектора, и наоборот, архитектура, лишённая идеи, является "безликим монстром", теряющим смысл уже при появлении на свет.

Необходимо всё же помнить, что архитектура находится на службе у человека. Даже "бумажная архитектура", архитектура, которая может остаться только в виде чертежей, даже этот вид архитектурного творчества реализует творческие потребности архитектора в поиски уникальной архитектурной формы. Если же говорить о реальной архитектуре, она возникает как удовлетворение потребностей человека, социальных, культурных и физических. Архитектура непосредственно связана с человеком и является отражением его внутреннего мира и внешнего "тела".

Важным фактором в реализации творческого потенциала архитектора является поддержка его идей заказчиком. Какое же это счастье найти своего заказчика! Когда, начиная фразу, заказчик заканчивает её твоими мыслями, когда все твои идеи поддерживаются заказчиком, и не потому, что заказчик не смеет противостоять архитектору, а от того, что эти идеи близки ему так же, как и тебе. Идеальным вариантом для архитектора является тот, при котором в процессе наработок появляются авторские решения, которые пользуются спросом у некоторого круга заказчиков. Тем самым архитектор обеспечивает себя работой, в процессе которой возникает направление творческой реализации.

Рабочий проект является разработкой эскизного проекта, этот этап необходим для строительного процесса. Чтобы в нужном месте загорелся свет - нужен план электрики, а для того, чтобы в ванной появилась плитка, а в коридоре паркет - необходим план полов, и так далее. В процессе разработки рабочих чертежей участвуют узкие специалисты: конструкторы, инженеры, электрики, сантехники и так далее, все они отвечают за технологию, соблюдать которую необходимо. По правильно выполненным рабочим чертежам можно построить любой объект, в идеальном случае даже без авторского надзора.

Казалось бы, на этапе создания рабочих чертежей работа архитектора заканчивается, однако даже идеально выполненные рабочие чертежи не дают полной уверенности в том, что по этим чертежам будет построено именно то, что изначально задумывал архитектор. Дело в том, что в процессе строительства возникают проблемы, решать которые приходится непосредственно на строительной площадке. Авторский надзор - это важная составляющая создания архитектурного объекта. Без авторского надзора многие задумки архитектора теряются, возникают непредвиденные решения, которые, как правило, плачевно отражаются на проекте.

Таким образом, архитектор проходит все стадии реализации проекта, от возникновения идеи до воплощения идеи в жизнь. Именно после прохождения всего этого долгого пути, возникает трепетное чувство радости от архитектурного творчества - рождения архитектурной формы.

Раздел "Архитектурный дизайн" состоит из трёх подразделов: интерьер, экстерьер и рабочее проектирование. Каждый из подразделов составляет единое целое архитектурного проектирования. И каждый подраздел является отдельным предметом архитектурного проектирования. Следовало бы выделить в отдельный подраздел "архитектурные концепции", но будем считать, что концепции проектов будут сопутствовать описанию архитектурных объектов.

Ильин Александр. 8 июня - 2 октября 2006 года.

   Ильин Александр. 17 апреля 2005 года.